17.03.2017 test 2

17.03.2017 test 1

10.11.2013 Последняя запись британских провокаторов Chumbawamba «In Memoriam: Margaret Thatcher»

12.02.2013 BIG SOCIETY! (“Большой свет”) Перевод двух песен из последнего альбома Chumbawamba

24.09.2011 Что есть панк? (если этот вопрос уместен)

09.06.2011 Делать панк самому или со своими друзьями

27.05.2011 Протест средствами искусства

24.05.2011 На «Максидроме» поубавилось русских

19.05.2011 Первое знакомство с веселыми анархистами.

11.05.2011 Из истории Chumbawamba

Что есть панк? (если этот вопрос уместен)

by on Сен.24, 2011, under Chumba в блогах, Офтопик, Публикации

Этот сердитый вопрос был однажды задан Даниле Ершову, фронтмену культового новосибирского проекта ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ, ставшего одним из первых сибирских составов, начавших играть уже не панк и невразумительную помесь пост-панка и авангарда, как многие их земляки, а достаточно сознательный и жёсткий хардкор. С тех пор группа эта не существует, а вот вопрос остаётся открытым.

Крейг О’Хара в своей «Философии панка» сказал, что при условии сбора в одном месте ста панков и постановке на обсуждение какого-либо вопроса мы получим сто разных мнений по этому вопросу. При том, что Крейг О’Хара сам склонен по большей части к хардкору, а не к панку, он ещё как прав. И что ещё больше усложняет задачу, так это то, что панк-культура с трудом поддаётся анализу, а ещё труднее — копированию, поскольку «ирокез» и клёпаная куртка сами по себе панк-роком ещё не являются. Как бы не наоборот. Удивлены? Но вот так оно и есть, что странно.

Культивировать панк и навязывать кому-либо «правила панка» на самом деле очень глупо и бессмысленно. Произойдёт просто «съём» внешней стороны явления. И это как раз — настоящая проблема для «снимающих», ведь наивная попытка желторотой журналистки-стажёрши Кати Пеньковой (в замужестве — Шипиловой) проникнуться панком через надевание на себя самопального жилета с булавками и позирования на камеру телеканала не только ни на шаг не приблизила Пенькову к панк-культуре. Более того — следование навязанному и ей самой мифу только отдалило её от сути.

И когда человек, далёкий от этого, учит кого бы то ни было быть панком, это не даст результата. Как только начинается «выкристаллизовывание», пропадает панк. Он перерастает в нечто иное — в lo-fi, политический протест, fashion freak, просто антисоциальность. Но это уже не панк. Это уже нечто совершенно другое, как музыкально, так и культурологически.

Неумение играть на инструментах? Вы уверены, что это не сознательно диссонансная игра, как у MARS, TEENAGE JESUS & THE JERKS, CONTORTIONS, 8-EYED SPIES, DNA, THEORETICAL GIRLS? Вы уверены, что это не минимализм аранжировок и сознательно малобюджетный звук lo-fi, C-86 / twee pop, а то и просто перформансная сущность многих индустриальных проектов? К вокалу это тоже ещё как относится. А использование старых и дешёвых инструментов вполне может быть арт-работой, так что «панк», слушающий AEROSMITH и PINK FLOYD с LED ZEPPELIN, может сесть с этим в лужу. Кстати, существует целый стиль casiocore, так что все эти рассуждения об инструментальном оснащении несколько странноваты. Я сейчас даже не говорю про chiptune, где вообще в идеале используются звуки игровых приставок. В панке этот вопрос не стоит, панки играют то, что считают нужным, и это часто спонтанно, либо основано на предельном рационализме — лучше играть три аккорда, чтобы это было занудно для эстетов, чем десять, чтобы над тобой смеялись все, кому не лень. Всё равно завтра выступать. А остальные аккорды на репетициях выучить можно. Вот это и есть панк-рок.

Эпатирующая внешность и поведение? Хиппи тоже эпатировали публику в своё время, знаете ли. А про авангардные представления и industrial вообще можно было не говорить. И как раз загвоздка в том, что подавляющее большинство панков до THROBBING GRISTLE, NON или CABARET VOLTAIRE раннего периода не дотягивает. И не надо. Эпатаж панка другой. Это просто жизнь в том режиме, в котором живётся здесь и сейчас. Кому не нравится, может пойти и погулять. А во что одеться и как накраситься — часто вопрос настроения. И никто не обязан на самом деле чего-то там выстригать и рвать на себе одежду или увешиваться булавками там…

Вечный протест против «правильной» действительности? А вы точно по адресу сюда? Вы панков с фолк-рокерами и фолксингерами, часом, не попутали? Или вовсе с политической партией? В панке политический протест (политика начинается, когда в одной комнате собирается больше трёх человек, как сказал некто Берни Родс)… В общем, если панка что-то не устраивает, он говорит об этом так, как он это видит, и это предельно искренне, а вовсе не потому, что так надо в тусовке. И то самое DIY — не от нежелания влипать в грязь шоу-биза, а от неверия в то, что кто-то придёт и предложит даже завалящий контракт на запись. Тебе надо, а не им. А социальная тематика… BUZZCOCKS — один из самых ярких случаев сознательно аполитичной панк-группы, писавшей вполне обычную подростково-бытовую лирику вроде скандальнго известной «Orgasm Addict». И обратный пример — CLASH и CHUMBAWAMBA, которые пропитали своё творчество политикой, но панка сыграли (если сыграли) крайне мало за всю карьеру. Но политическое кредо — было, и они его придерживались стойко.

Конфликт поколений? Если человек не участвует в играх социума, то его мало волнует ещё одна игра под вывеской «Конфликт поколений». Есть желание жить так, как хочется здесь и сейчас, и есть тот, кто по своим каким-то причинам взял на себя право пытаться тебя ограничить. Здесь конфликт. То же самое будет со сверстником, если влезет он.

Классовая ненависть (гордость)? Так это не панки. Это, скорее, скинхеды уже. Для них это важно — working class pride, ultra violence, свой город, район, своя улица или банда. У них — правила. А у панка — жизнь здесь и сейчас, остальное неважно, прошлого уже нет, будущее не настало, а когда настанет — это будет настоящее. Назовите их отщепенцами или эгоцентриками — как вам удобнее. Но они просто так живут. И для них безразличен класс, возраст или пол. Сошлись характерами, сдружились — вот и добрые отношения. Не заладилось — конфликт. Всё одновременно очень просто и сложно.

«Панки против попсы»? Вы примерно в курсе, что к району 1974 года (когда начали выступать RAMONES) такие группы, как JANE & DEAN, BEACH BOYS, CREDENCE CLEARWATER REVIVAL и им подобные были «попсой»? Меж тем создатели законченной формулы панк-рока, каковыми были RAMONES, пели их песни и даже сколотили из них кавер-альбом 1993 года «Acid Eaters». И это только самый известный случай, не принимая во внимание кавер-группы наподобие ME FIRST & THE GIMMIE GIMMIES (то же самое касается русского аналога этой команды — ПРИКЛЮЧЕНИЙ ЭЛЕКТРОНИКОВ). В репертуаре многих панк-групп вы найдёте немало совсем не издевательских версий поп-песен, а среди панков — тех, кому нравится не только SEX PISTOLS или VARUKERS, ладно, шут с ним, GREEN DAY, а и самая махровая «попса». Панк-рок, по большому счёту, является точно такой же развлекательной музыкой, как и так называемая «попса». Другой вопрос, что панк-музыканты не особо стремятся держать нос по ветру, чтобы угодить максимальной аудитории. Достаточно той, которая самим авторам песен интересна.

«Должен ли панк нести опасность для общества, быть асоциальным?» ((с) Ольга Аксютина). Нет, как ни странно. Но всё-таки несёт. Если общество стремится к тотальному и повальному сплочению рядов. Для такого общества «балласт» в лице людей, которые наплевательски относятся ко всему «грузящему» и навязываемому с неведомого перепугу опасен: с таким грузом к процветанию и сохранению в собственности галлюцинаторных полей идти не особо получится, ибо тяжек груз сей. Особенно, когда процент панков в обществе высок. Общество же либерально-демократическое просто «топит» панков в себе, превращая в «донный ил». Человеку нужно просто что-то есть и где-то жить, во что-то одеваться и на что-то обеспечивать себе удовольствия («За всё в нашей жизни нужно платить, в том числе, за удовольствия и за кайф», — заявил в начале 1990-х годов панк по имени Константин газете «Аргументы и факты»). И надо это здесь и сейчас. На этом уровне опасность гасится. А яростная антиобщественность и панк-рок — это уже, скорее, хардкор.

Алкоголь, наркотики, «ништяки» и помойки — это удел бомжей, а не панков, хотя панки не ангелы. Но панк может захотеть «вздрогнуть», а может и не захотеть. Как и всё остальное. Что интереснее всего, это не помешает ему быть панком. А обязательные фотографии в полагающейся «амуниции», забравшись в мусорный бак или валяясь пьяным на асфальте — это уже не панк, а коллекция мифов о панке в голове поступающего таким образом человека. К музыке это может не иметь никакого отношения.

Логичный вопрос: а зачем было пытаться это описывать, раз это всё равно без толку «снимать», и пониманий панк-рока на самом деле столько, сколько панков? Встречный вопрос: а зачем рецензировать панк-рок и давать панкам советы, которые они всё равно пропустят мимо ушей? Научить можно (а иногда и нужно) тому, что обучаемый не умеет делать. Можно дать ему советы по матчасти (что использовать, где найти, сколько стоит), можно показать, как сыграть то или это, как себя подавать на сцене. Можно научить самостоятельно делать стильную одежду, причёски, грим. Это — заучивается и копируется. Но нельзя научить тому, что естественно, как дыхание, либо несвойственно ни в каком виде. В первом случае это не нужно, во втором — бесполезно: обучение пройдёт впустую.

Blessed be.

source

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Блог Li.ру
  • Blogger
  • Блог Я.ру
  • В закладки Google
  • del.icio.us
:, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Комментарии:

Напишите свой комментарий