17.03.2017 test 2

17.03.2017 test 1

10.11.2013 Последняя запись британских провокаторов Chumbawamba «In Memoriam: Margaret Thatcher»

12.02.2013 BIG SOCIETY! (“Большой свет”) Перевод двух песен из последнего альбома Chumbawamba

24.09.2011 Что есть панк? (если этот вопрос уместен)

09.06.2011 Делать панк самому или со своими друзьями

27.05.2011 Протест средствами искусства

24.05.2011 На «Максидроме» поубавилось русских

19.05.2011 Первое знакомство с веселыми анархистами.

11.05.2011 Из истории Chumbawamba

Протест средствами искусства

by on Май.27, 2011, under Офтопик, Публикации

artОт редакции chumba.ru: Ниже,  в рубрике офтопик размещаем актуальную статью нижегородского художника, активиста Николая Олейникова посвященную последним тенденциям в современном исскустве, его радикализации  в России и политической составляющей. Однако, мнение автора может не совпадать местами) с мнением редакции.

Сейчас продолжается буйное цветение протеста средствами искусства по всему миру — от Беларуси до Палестины и от Британии до Китая. Пока существует меньшинство, располагающее доступом к ресурсам большинства и распоряжающееся ими для своей выгоды, передовые художники не устанут бороться с этим порядком на улицах и в музеях. Есть несколько типов участия художника в движении. Первый тип – «пассивное» партийное членство: вспомним коммунистов Пикассо, Эльфриду Елинек, Фриду Кало, симпатизантов и критиков компартии Сартра и де Бовуар. Эти люди четко указывали на свою политическую позицию, вдохновляя многих.

Другой тип – «активный», предполагающий исполнение произведений по требованию времени и движения. Это Диего Ривера, Эль Лисицкий, Маяковский, Уолтер Крейн, Уильям Моррис…

Если мы вспомним все ключевые течения в искусстве XX века, мы обнаружим политическую протестную активность как движущую силу истории и изобразительного искусства: практически все сюрреалисты, немецкие дадаисты, ситуационисты, знаменитое британское объединение Arts and Crafts, Баухаус — все они вели протестную оппозиционную работу не только на улицах, но, что тоже очень важно отметить, и в музеях, и в мастерских — на своих рабочих местах. Но вместе с историческими примерами у нас есть вдохновляющий опыт современных художников по всему миру и в том числе в России.

Если говорить о ярких западных образцах художественного протеста, то, разумеется, многим на ум приходит несколько имен, которые всегда на поверхности, — Бэнкси и The Yes Men. Но в реальности техник и стратегий в современном искусстве по всему миру за время от Великой Французской революции накопилось огромное множество. Этим практикам посвящены серьезные исследования, толстые книги и обширные представительные выставки по всему миру.

Для искусства всегда важны два контекста, вне которых оно теряет смысл. Это связь с реальностью здесь и сейчас, а также связь с историей, в том числе с историей искусства.

Мы видим, как художники начиная с конца XIX века боролись вместе с революционными общественными движениями. В число этих художников входят такие безусловные классики, как Гюстав Курбе и Оноре Домье, основатели школы французского реализма. Курбе, например, известен своим перформансом «свержение Вандомской колонны», символической кастрацией французской имперской тирании.

Если говорить о российских представителях, то, наверное, каждый отвечающий на этот вопрос должен назвать Новосибирск. Но тут требуется развернутый ответ с погружением в историю вопроса. Необходимо вспомнить группу CAT (Contemporary Art Terrorism), вспомнить Максима Нероду, живущего сейчас в Германии, — инициатора львиной доли проектов этой замечательной группы, в том числе соавтора Монстрации (это не самолично Артем Лоскутов, и это нужно знать). Ни Монстрация, ни какой-либо другой проект в Новосибирске было бы невозможно провести без участия Любы Беляцкой, которая живет в Питере сейчас, делает важные передачки на радио «Свободный узел» и входит в инициативную группу нового магазина «Фаланстер» в Питере, разрабатывая там программу событий. Без совместных регулярных усилий этих ребят было бы невозможно представить себе Новосибирск в ряду художественно «активных регионов».

Большинство инициатив, разумеется, в Москве и Питере. Например, «Война» сейчас в Питере (но после их последней выходки с поддержкой ультраправой идиотки из Киева, я считаю, стоит вывести их за рамки общественного внимания). Поэтому посмотрим кто еще где. В Питере две яркие группы: ДСПА, по сути являющаяся политической группой, умело инструментализирующей творческий аппарат, для работы в общественном пространстве; и прорыв года (точнее, последних двух лет) — «Аффинити», виртуозно сводящая в своих работах точные политические высказывания с четким этическим содержанием и убедительной эстетической формой. Затем, разумеется, рабочая группа «Что делать?» — Москва и Питер. Плюс в Москве есть (или были) ветераны сцены, выжившие после 90-х, — анархо-поп группа «ПГ», которые давно что-то молчат. Есть (или был) молодой, почти детский коллектив «Агенда» — круг галереи «Жир» в Москве.

Есть и другой тип «беспредельного уличного искусства», представляемый широкой сетью арт-группировок под общим названием «центр Э». В этой связи мне хотелось бы упомянуть свой родной Нижний Новгород. Там интересная, хотя и малочисленная среда антифашистов и автономов, заточенных очень остро и творчески, но против них там выступает кровавый подполковник (или кто он уже сейчас) Трифонов, который все свои творческие усилия кладет на то, чтобы выжечь каленым железом всю эту поросль. В заслуги перед искусством этому человеку можно поставить организацию нападения на семинар по истории, поэзии и философии, который проходил два года назад в Государственном центре современного искусства. Так Трифонов вошел в историю изо, став героем фильма «2+2».

Сейчас нижегородский центр «Э», пожалуй, самый кровожадный в России. Он ведет непримиримую борьбу с художниками, антифашистами, анархистами и сотрудничает с ультраправыми подонками, не гнушаясь пыток, избиений, подлогов. Такое вот уличное творчество процветает в большинстве регионов. В сравнении с этим Москва и Питер выглядят, как оазисы спокойствия.

Наверняка сейчас по всей России формируются секретные активистские творческие бригады, о которых мы еще услышим в ближайшее время, а пока — пусть готовятся.

Разумеется, на волне интереса к уличному искусству из кустов повылезают всяческие корявые оборотни и тролли, в своих убогих попытках вылизать жопу хозяевам неловко пародирующие техники искусства улиц, таких «группировок перемен» будет еще пара-тройка. Кроме этого, мы наблюдаем примеры укрепления правого государственничества, через откровенно правую эстетику в коммерческом искусстве (Беляев-Гинтовт) и рекламе (скандал с рекламой недвижимости в Сочи). Но внимательный взгляд и самостоятельный анализ подскажут зрителю, где бесплодная шелуха, гнилое кривлянье и жажда легких денег и быстрой славы, а где реальные требования реальной демократии и равенства. Что вдохновит многих, а что уже протухло, не успев появиться.

Всегда, пока есть повод выходить на улицы, художники будут это делать вместе с рабочими, студентами, врачами и учителями, анархистами и социалистами, с антифашистами. Мало того, художники продолжат принимать участие в организации самых ярких и интересных событий. Это точно.

Николай Олейников 27.05.2011
Источник:  Грани.Ру

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Блог Li.ру
  • Blogger
  • Блог Я.ру
  • В закладки Google
  • del.icio.us
:, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Комментарии:

Напишите свой комментарий