Протест средствами искусства

by on Май.27, 2011, under Офтопик, Публикации

artОт редакции chumba.ru: Ниже,  в рубрике офтопик размещаем актуальную статью нижегородского художника, активиста Николая Олейникова посвященную последним тенденциям в современном исскустве, его радикализации  в России и политической составляющей. Однако, мнение автора может не совпадать местами) с мнением редакции.

Сейчас продолжается буйное цветение протеста средствами искусства по всему миру — от Беларуси до Палестины и от Британии до Китая. Пока существует меньшинство, располагающее доступом к ресурсам большинства и распоряжающееся ими для своей выгоды, передовые художники не устанут бороться с этим порядком на улицах и в музеях. Есть несколько типов участия художника в движении. Первый тип – «пассивное» партийное членство: вспомним коммунистов Пикассо, Эльфриду Елинек, Фриду Кало, симпатизантов и критиков компартии Сартра и де Бовуар. Эти люди четко указывали на свою политическую позицию, вдохновляя многих.

Другой тип – «активный», предполагающий исполнение произведений по требованию времени и движения. Это Диего Ривера, Эль Лисицкий, Маяковский, Уолтер Крейн, Уильям Моррис…

Если мы вспомним все ключевые течения в искусстве XX века, мы обнаружим политическую протестную активность как движущую силу истории и изобразительного искусства: практически все сюрреалисты, немецкие дадаисты, ситуационисты, знаменитое британское объединение Arts and Crafts, Баухаус — все они вели протестную оппозиционную работу не только на улицах, но, что тоже очень важно отметить, и в музеях, и в мастерских — на своих рабочих местах. Но вместе с историческими примерами у нас есть вдохновляющий опыт современных художников по всему миру и в том числе в России.

Если говорить о ярких западных образцах художественного протеста, то, разумеется, многим на ум приходит несколько имен, которые всегда на поверхности, — Бэнкси и The Yes Men. Но в реальности техник и стратегий в современном искусстве по всему миру за время от Великой Французской революции накопилось огромное множество. Этим практикам посвящены серьезные исследования, толстые книги и обширные представительные выставки по всему миру.

Для искусства всегда важны два контекста, вне которых оно теряет смысл. Это связь с реальностью здесь и сейчас, а также связь с историей, в том числе с историей искусства.

Мы видим, как художники начиная с конца XIX века боролись вместе с революционными общественными движениями. В число этих художников входят такие безусловные классики, как Гюстав Курбе и Оноре Домье, основатели школы французского реализма. Курбе, например, известен своим перформансом «свержение Вандомской колонны», символической кастрацией французской имперской тирании.

Если говорить о российских представителях, то, наверное, каждый отвечающий на этот вопрос должен назвать Новосибирск. Но тут требуется развернутый ответ с погружением в историю вопроса. Необходимо вспомнить группу CAT (Contemporary Art Terrorism), вспомнить Максима Нероду, живущего сейчас в Германии, — инициатора львиной доли проектов этой замечательной группы, в том числе соавтора Монстрации (это не самолично Артем Лоскутов, и это нужно знать). Ни Монстрация, ни какой-либо другой проект в Новосибирске было бы невозможно провести без участия Любы Беляцкой, которая живет в Питере сейчас, делает важные передачки на радио «Свободный узел» и входит в инициативную группу нового магазина «Фаланстер» в Питере, разрабатывая там программу событий. Без совместных регулярных усилий этих ребят было бы невозможно представить себе Новосибирск в ряду художественно «активных регионов».

Большинство инициатив, разумеется, в Москве и Питере. Например, «Война» сейчас в Питере (но после их последней выходки с поддержкой ультраправой идиотки из Киева, я считаю, стоит вывести их за рамки общественного внимания). Поэтому посмотрим кто еще где. В Питере две яркие группы: ДСПА, по сути являющаяся политической группой, умело инструментализирующей творческий аппарат, для работы в общественном пространстве; и прорыв года (точнее, последних двух лет) — «Аффинити», виртуозно сводящая в своих работах точные политические высказывания с четким этическим содержанием и убедительной эстетической формой. Затем, разумеется, рабочая группа «Что делать?» — Москва и Питер. Плюс в Москве есть (или были) ветераны сцены, выжившие после 90-х, — анархо-поп группа «ПГ», которые давно что-то молчат. Есть (или был) молодой, почти детский коллектив «Агенда» — круг галереи «Жир» в Москве.

Есть и другой тип «беспредельного уличного искусства», представляемый широкой сетью арт-группировок под общим названием «центр Э». В этой связи мне хотелось бы упомянуть свой родной Нижний Новгород. Там интересная, хотя и малочисленная среда антифашистов и автономов, заточенных очень остро и творчески, но против них там выступает кровавый подполковник (или кто он уже сейчас) Трифонов, который все свои творческие усилия кладет на то, чтобы выжечь каленым железом всю эту поросль. В заслуги перед искусством этому человеку можно поставить организацию нападения на семинар по истории, поэзии и философии, который проходил два года назад в Государственном центре современного искусства. Так Трифонов вошел в историю изо, став героем фильма «2+2».

Сейчас нижегородский центр «Э», пожалуй, самый кровожадный в России. Он ведет непримиримую борьбу с художниками, антифашистами, анархистами и сотрудничает с ультраправыми подонками, не гнушаясь пыток, избиений, подлогов. Такое вот уличное творчество процветает в большинстве регионов. В сравнении с этим Москва и Питер выглядят, как оазисы спокойствия.

Наверняка сейчас по всей России формируются секретные активистские творческие бригады, о которых мы еще услышим в ближайшее время, а пока — пусть готовятся.

Разумеется, на волне интереса к уличному искусству из кустов повылезают всяческие корявые оборотни и тролли, в своих убогих попытках вылизать жопу хозяевам неловко пародирующие техники искусства улиц, таких «группировок перемен» будет еще пара-тройка. Кроме этого, мы наблюдаем примеры укрепления правого государственничества, через откровенно правую эстетику в коммерческом искусстве (Беляев-Гинтовт) и рекламе (скандал с рекламой недвижимости в Сочи). Но внимательный взгляд и самостоятельный анализ подскажут зрителю, где бесплодная шелуха, гнилое кривлянье и жажда легких денег и быстрой славы, а где реальные требования реальной демократии и равенства. Что вдохновит многих, а что уже протухло, не успев появиться.

Всегда, пока есть повод выходить на улицы, художники будут это делать вместе с рабочими, студентами, врачами и учителями, анархистами и социалистами, с антифашистами. Мало того, художники продолжат принимать участие в организации самых ярких и интересных событий. Это точно.

Николай Олейников 27.05.2011
Источник:  Грани.Ру

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Блог Li.ру
  • Blogger
  • Блог Я.ру
  • В закладки Google
  • del.icio.us
:, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Комментарии:

Напишите свой комментарий