THE BOY BANDS WON YOU
by admin on Апр.13, 2011, under Рецензии
Сколько смысла в DIY-этике анархо-панка, в политическом грайндкоре марки Assuck и Napalm Death, если в случае с первыми послание остаётся в узком кругу тусовки, а в случае со вторыми оно останется ещё и не понятым… Кто, скажите-ка, понимает на слух песни Napalm Death, кто из любителей экстремального железа придаёт им значение, хотя они того и стоят? Если предоставить выбор оружия британским анархистам из Chumbawamba, презираемым всеми пого-фетишистами, то в 2008-ом году это будет ни поп-панк, ни драм-энд-бейс: это будет тихий и задумчивый фолк-рок, акустические гитары, банджо, пианино, аккордеон, разные дудочки, нежная перкуссия и гладкие распевы а капелла с минимальным музыкальным сопровождением, а то и вовсе без него…
К тому же красной/чёрной нитью сквозь новый альбом Чамбавамбы проходит идея отрицания насилия. Вы спросите: и это анархисты?! Это — революция?! Позвольте, я объясню: Чамбавамба противопоставляют власти насилия и неведения силу слова, силу историй, рассказываемых людьми друг другу, миру — силу историй, рассказывающих себя самих, друг друга и сам мир. Это не плоские призывы к беззубому пацифизму, которые мы так часто слышим от власть имущих. Это философия языка, примиряющая, сотворяющая и субверсивная. Это, если угодно, не только Ганди с Толстым, это — Эммануэль Левинас, Мартин Бубер… Это вольный, ветвящийся во все стороны дискурс, скорее даже множество дискурсов, подкапывающихся под фундамент власти. Это воспоминание о преданных забвению поэтах, это (реальные) истории из Мексиканской революции 1915-ого года, рассказанные пережившим расстрел солдатом из армии Панчо Вилья. Это хрупкие и неуловимые человеческие сущности, субъективности, их бесконечные истории, которые нельзя приколоть булавкой под стеклом, подобно мотылькам, потому, что они теряют тогда всякий смысл. Это боль и отчуждение, вызванные террористическими актами в лондонском метро в 2005 году, это молодые люди, подпоясывающиеся словами и рифмами, а не бомбами, чтобы бросать свой гнев в лицо публике. Это слова, которые складываются в культуры всё более отдаляющихся друг от друга «верхов» и «низов» общества. Это обещания, которые не держат люди, посланные другими людьми в парламенты. Это мечта Бертольда Брехта в изгнании, напряжённо слушающего радио и ожидающего новостей с Родины. Это мечта о двусторонних радиоаппаратах, благодаря которым слова могли бы лететь на другой конец света, подобно птицам. Это также и слова рабочих — замёрзшие, застывшие до смерти в эру неолиберализма. Это Чарльз Дарвин, подорвавший своими словами безусловное владычество попов над умами. Это же и уродливая речь субъектов, отчаянно занимающихся обнажением своих увечных душ в блогах, на MySpace, «одноклассниках» и т.п. Это однозначная, одномерная речь угнетателей, заставляющая плясать под свою дудку, придавливающая свинцовым штампом мечту; подвергающая официантку эмигрантского происхождения оскорблениям и сексизму (на что у неё, кстати, находится адекватный ответ!); удушающая диалекты и чужеродные акценты в пользу нивелированного официального, «корректного» языка; речь судей, отправляющая 16-тилетнего чернокожего Гари Тайлера в тюрьму за убийство, которого он не совершал (Гари, кстати, до сих пор находится в заключении. www.freegarytylor.com); речь тупого государственного чудовища, которое может раздавить «пишущих мир», но не может поймать их слова. Однако эти слова не исчезнут, они будут заполнять головы, сердца, рты, лёгкие, так же как и песни против войны и несправедливости, так же как революция, которая будет являться нам призраком, пока не удовлетворится своим окончательным воплощением… Когда культура застынет, когда мы позволим ей выродиться в коммерческие перештамповки перештамповок (и т.п., читай полное название альбома из более чем 150-ти слов)*, тогда нам придётся официально признать, что бой-группы победили… Но пока истории живут, вокруг планеты летят не только уродливые приказы, среди прочих, благодаря Chumbawamba. Теперь вы верите, что и тихие слова могут быть оружием?
World are you listening now?
This fool just had his day
Who’ll be brave enough
To say that words can save us?
P.S. И просто было приятно услышать английскую речь среди культурного засилия американского английского!
От редакции Chumba.ru — Прекрасная рецензия на замечательный фолк-альбом группы. Автор статьи подметил главное — содержание в данном случае важнее формы — и это основое различие подлинного творчества, революционной борьбы, от масс-культуры и кухонных перебранок. И если панк рассматривать с точки зрения идеологии, то в этом альбоме Chumbawamb’ы больше панка, чем во всех Король и Шут, Пурген и Offspring вместе взятых.
Кроп Петроткин 05. 07.2008
Комментарии: